О церковном этикете

«В Церкви всё благообразно и по чину да бывает…» (1 Кор. 14:40)

etiketВ каждой человеческой общине или, как говорят социологи, «социальной группе» возникают свои особые правила поведения и этикета.  Эти правила могут быть различными в различных группах, но это вовсе не означает, что чей-то этикет лучше, а чей-то хуже.  Просто в России, например, принято при встрече желать друг другу здоровья («Здравствуйте!»), а в южных землях Германии говорят «Grüß Gott» («Бог в помощь»).

Православная Церковь есть Таинственное Тело Христово, но в то же время она—группа людей соединённых не только духовно, но и социально.  Поэтому в Православной Церкви выработались свои особые правила этикета.  К сожалению, многие из нас выросли в советской или пост-советской нецерковной среде и пришли в Церковь в том возрасте, когда мамы, папы, бабушки и дедушки уже не подсказывают нам, как малышам, как нужно себя правильно вести.  Поэтому мы должны сами присмотреться к обычаям и традициям в Церкви и в нашем приходе.

«Возрадуется душа моя о Господе, облече бо мя в ризу спасения и одеждою веселия одея мя…» (Исаия 61:10)

Часто приходится слышать некоторое непонимание причин, по которым в Церкви существуют определённые требования к одежде. «Какая разница Богу во что я одет?»  Богу, конечно разницы никакой нет, потому что Он смотрит в наши сердца, а не на одежду.  Однако для нас есть существенная разница во что и как мы одеты.  Собираясь на бал, например, женщина одевает вечернее платье, и было бы странно, если бы она отправилась на официальный приём в пляжном костюме.  А вот в курятник в парадном сюртуке не ходят.  Поэтому неудивительно, что и в церковь в каком-то наряде идти можно, а в каком-то — нет.

В Русской Церкви принято, что мужчины носят брюки и рубашку (кофту, куртку, т.п.) с длинными рукавами.  Неприлично быть в церкви в шортах, спортивных штанах или майке.  Джинсы, особенно со стильными дырами, можно одеть на вечеринку, но не стоит в них идти в храм.

Женщины должны быть в юбке или платье и с покрытой головой.  Наряд должен быть с длинными рукавами и без декольте.  Вообще подчёркнутая сексуальность в храме неуместна; храм Божий — это место для молитвы, а не для привлечения на себя всеобщего внимания.  Центром внимания в церкви должен быть Бог, а не наша персона.

Конечно, всё это вовсе не означает, что в храме неуместна красивая одежда.  Наоборот, в храме всё должно быть красиво — и архитектура, и убранство, и облачения.  И наш наряд тоже должен быть чистым, опрятным, красивым.  Просто нужно развивать свой вкус и отличать красоту радующую от «красоты» вызывающей.

Нужно всячески избегать больших надписей на одежде, особенно если вы не знаете что они означают.  Также совершенно неуместны различные изображения на одежде; мы идём в церковь для того, чтобы молиться и вдохновляться ликами святых угодников Божиих, а вовсе не для того, чтобы афишировать свой любимый мультфильм или рок-группу.  Наконец, в храме не нужно рекламировать те компании, которые пошили вашу одежду.  Если вам нравится быть ходячей рекламной доской для American Eagle, Hollister, или какой-либо другой компании, этим нужно заниматься вне храма.

Что делать, если погода очень жаркая? — Соблюдать правила церковного этикета.  Посмотрите на священнослужителей: даже в самую жаркую погоду они одеты в подрясник (с длинными рукавами), подризник или стихарь (с длинными же рукавами), а на священника сверху ещё одевается фелонь.  Представьте, что ссылаясь на жару, священнослужители начнут служить в майках, шортах и стихарях без рукавов. — Это было бы немыслимо.  Поэтому и миряне не должны роптать на погоду, а смиренно соблюдать правила церковного этикета.  Впрочем, в некоторых приходах короткие рукава вошли в норму, поэтому стоит искать совета у настоятеля.

«В воню благоухания духовного…»

Стоит ли опрыскиваться духами и одеколоном?  Если это хорошие духи — да, но не в храме.  Нужно помнить, что у некоторых людей есть аллергия на парфюмерию, и они могу испытывать удушающий приступ астмы из-за наших духов.  Если уж вам очень нужно по какой-либо причине себя чем-то опрыскать, постарайтесь использовать только самый необходимый минимум парфюмерии.

От макияжа тоже стоит отказаться: пачкать икону или крест помадой — это неуважение по отношению не только к святыням, но и к людям, которые будут после вас подходить к иконам и кресту, а также к тем, кто потом будут вынуждены эту помаду вытирать.

«Вниду в дом Твой, поклонюся ко храму святому Твоему в страсе Твоем…» (Пс. 5:7)

При входе в храм принято трижды осенять себя крестным знамением и произносить молитву.  Слова молитвы можно найти во многих молитвословах, но можно и просто сказать: «Господи, помилуй мя, грешного.»  Конечно, никто не будет за вами следить, — сделали ли вы три крестных знамения перед входом в храм или нет.  Но нужно понимать, что церковь — это не продуктовая лавка, куда забегают за хлебом или молоком, а дом Божий, перед входом в который нужно остановиться, помолиться, или просто задуматься о той святости, на пороге которой мы стоим.

Приходить в храм нужно к началу службы и оставаться до самого конца.  Если же есть объективные обстоятельства, по которым мы вынуждены опоздать на службу или уйти пораньше, то заходить и выходить из храма нужно тихо, чтобы никого не отвлекать от молитвы суетой возле входной двери.

Здороваться с теми, кто уже находится в храме принято просто поклоном, без каких-либо слов и восклицаний.  Вообще, любые разговоры, кроме самых необходимых, в храме неуместны; узнать последние новости из жизни знакомых и поделиться своими можно будет после окончания службы и вне храма.

«Станем добре, станем со страхом…»

По входе в храм не нужно оставаться в притворе (своеобразной церковной прихожей), а нужно пройти в главную часть (гостиную).  Традиционно в притворе стоят любопытствующие туристы, а в древности там стояли отлучённые от Причастия грешники.  Христиане должны стоять не в прихожей, а в главной части храма — там, где всем приходом совершается Божественная Литургия.  Оставаясь в притворе, люди тем самым показывают, что они — не христиане, совместно совершающие службу Богу, а зрители, туристы.  Кроме того, толпясь в притворе, люди просто мешают тем, кто после них заходит в храм.

«Востаните!  Господи, благослови…»

В Православной Церкви принято стоять во время богослужения.  В какой-то мере это связано с чувством глубокого благоговения перед храмом Божиим, богослужением и совершающимися Таинствами.  В православном сознании перед Богом стоят и кланяются, а не сидят.  С другой стороны, само православное богослужение — это не время для отдыха и медитации, а время для работы — соработничества Богу в деле нашего спасения.  Внешним символом нашей готовности к этой работе является именно стояние на ногах, а не сидение.

Однако, если человеку трудно стоять из-за болезни или преклонного возраста, то он может во время службы сидеть.  Для таких людей в храмах обычно имеется несколько скамей и стульев.  Но даже больной человек, если для него это возможно, должен постараться встать во время анафоры и тогда, когда открыты царские врата.  Не нужно вставать во время проповеди; и даже вполне здоровые люди могут слушать проповедь сидя.

«…они любят бродить, не удерживают ног своих…» (Иеремия 14:10)

Конечно, не стоит говорить о том, что неприлично во время службы бесцельно ходить по храму.  Но что делать, если вы опоздали на службу, но вам всё же хочется подойти к той или иной иконе, поставить свечи и т.п.?  Нужно помнить два правила: не ходить по храму и не ставить свечи при открытых царских вратах (главные врата на иконостасе) и во время евхаристического канона или анафоры. Анафора — это то время, когда совершается преложение евхаристических хлеба и вина в Тело и Кровь Спасителя.  Начинается анафора после пения Символа веры («Верую во Единого Бога Отца Вседержителя…») и оканчивается с пением «Достойно есть, яко воистину блажити Тя, Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную и Матерь Бога нашего. Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем».  Поэтому, от «Верую…» до окончания «Достойно есть…» по храму ходить не разрешается.  Также, грубо и в высшей мере невоспитанно ходить по храму и ставить свечи в то время, когда читается Евангелие или произносится проповедь, и все христиане должны слушать.

Если священник или епископ во время богослужения находится на середине храма (как, например, во время литии — освящения хлеба, пшеницы, вина и елея — на всенощном бдении), то непозволительно переходить с одной стороны храма на другую перед служащим, то есть, между ним и алтарём.  Если вам совершенно необходимо попасть на противоположную сторону храма, то нужно пройти за спиной служащего, то есть, со стороны притвора.

Не должно стоять в храме спиной к алтарю.  Впрочем, это вовсе не означает, что выходить из храма нужно пятясь задом.  Просто нужно помнить, что алтарь — это святая святых храма и относиться к нему нужно с должным почтением.

«Приидите чада послушайте мене, страху Господню научу вас…» (Пс. 33:11)

В Православной Церкви нет особой детской службы, подростковой службы, взрослой службы и т.д. — есть Божия служба, к которой призваны все.  Дети непременно должны быть на службе с самого раннего возраста, то есть, с самого рождения.  Но, как и во всех других вещах, родители должны постепенно приучить малыша к пребыванию в храме и научить его правилам поведения.  Конечно, нельзя ожидать от трехлетнего ребёнка двухчасового стояния по стойке «смирно», но нельзя и позволять ему бегать по храму, кричать, хватать всё, что можно схватить, и т.п.  Нужно ласково, но твёрдо направлять энергию малыша в правильное русло, а иногда просто учить его контролировать очень уж бурные всплески этой энергии.  Не нужно думать, что шалость естественна для малышей, и поэтому их не надо останавливать. — Дефекация в штанишки тоже естественна для малышей, но всё же мы учим их этого не делать.  Родители должны учить детей правилам поведения в церкви с самого раннего возраста и не смущаться, если этот процесс займёт некоторое время.

Те же, кто пришли в храм без детей, должны не гневно озираться на «мешающих сосредоточиться» малышей, а радоваться, что в Церкви Божией есть дети, и молиться за них и за себя.

Мамы и бабушки!  Воздержитесь от угугукания и улюлюкания, даже если ваша малышка очень мила!  Это не только создаёт шум в храме, но и вызывает нормальную ответную реакцию ребёнка, который тоже начинает угугукать и улюлюкать.  Единственная разница состоит в том, что мамы и бабушки шумят намного больше, чем сам малыш, особенно когда они начинают в полный голос увещевать его: «Тихо,тихо, тихо.  Тихо, тихо, тихо».

Давая детям антидор и просфоры, необходимо строго следить за тем, чтобы крошки не падали на пол.  Крошить антидором или просфорой совершенно непозволительно.  Часто самый лучший способ избежать крошек, это самим взрослым осторожно отламывать кусочки просфоры и класть их прямо в рот ребёнку.

«Тело Христово примите, источника бессмертного вкусите…»

О причащении написано много, но стоит напомнить некоторые моменты.  В Русской Церкви к Причастию допускаются православные христиане, которые были на исповеди и получили благословение причаститься. В нашем храме исповедь бывает после вечернего богослужения и до начала Литургии. В самое время служения Литургии в нашем храме исповеди не бывает. Если вы пришли на исповедь, потрудитесь сообщить об этом священнику. Находясь в алтаре, священник не имеет никакой возможности знать, что кто-то ждёт исповеди. Попросите дьякона или прислужника сказать священнику о том, что вы ждёте. В самом крайнем случае, можно лёгким стуком в северную дверь привлечь внимание священника, если он находится в алтаре.

Женщины в период месячных, а также и мужчины, когда с ними случилось естественное ночное истечение, не должны подходить к Причастию. Кроме того, семейным людям перед причащением необходимо воздержаться от интимных отношений. Впрочем, эти правила относятся не столько к этикету, сколько к церковным канонам. Если у вас возникают вопросы, непременно поговорите со священником.

Ко святым иконам нужно прикладываться до, но не после Причастия. После причастия нужно сразу идти к столику с запивкой, съесть кусочек просфоры и запить водой смешанной с вином для того, чтобы ни одна малая часть Причастия не осталась во рту.

Подходя к Причастию, нужно скрестить на груди руки и не креститься, чтобы нечаянно не толкнуть рукой Чашу.

Родители, которые подносят к Чаше малолетних детей, должны посадить их на свою правую руку, а левой придерживать руки младенца.  Если у вашего малыша насморк или он слюнявый, непременно насухо вытрите его нос и рот перед тем, как поднесёте его к Чаше.

Подходить к Чаше нужно чинно, то есть по чину.  Сначала причащаются священно-церковнослужители, затем монашествующие, если таковые присутствуют, затем мужчины, женщины и дети. Сложившаяся во многих приходах практика пропускать вперёд детей, хотя сама по себе и неосудительна, но не отражает сущности богослужения, частью которого и является причащение. Пропускать детей вперёд нужно в зоопарке или при покупке мороженого, но в храме действуют несколько иные принципы очерёдности.

См. также «О Святом Причащении» и «Покаяние и исповедь»

«С миром изыдем…»

По окончании богослужения нужно с благоговением выйти из храма и только потом делиться со своими знакомыми последними новостями. Хотя богослужение и закончилось, но храм остался храмом, и мы должны об этом помнить.  А вот на улице или в приходской трапезной можно вволю наговориться (конечно, если только это не монастырская трапезная).

«Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам…» (Мф. 6:33)

Несмотря на всю важность некоторых правил церковного этикета, нужно помнить, что смысл христианской жизни состоит не в соблюдении правил, а в теснейшем единении с Богом. Правила же имеют вспомогательное, утилитарное значение. Смысл пилы и молотка, например, состоит не в том, чтобы ими обладать и их лелеять, а в том здании, которое с их помощью можно построить.  Поэтому в заключение стоит напомнить о ещё одном правиле: если вы заметили, что кто-то по незнанию нарушил одно из правил церковного этикета, не нужно брать в руки кнут и изгонять такого человека из храма, особенно, если вы — пожилой человек, а тот, кого вы вознамерились изгнать, намного моложе вас.  Научитесь сначала исцелять и воскрешать, а только потом изгонять.  Играть роль церковного надзирателя или полицейского совершенно непозволительно: поучение, назидание и исправление ошибок прихожан — это дело епископа или священника, которому епископ поручает данный приход.

*             *             *

Конечно, эта краткая памятка не может быть исчерпывающей, но хочется надеяться, что она окажется полезной.  Если какой-то вопрос церковного этикета вас очень интересует, но вы не нашли на него ответа в данной памятке, непременно задайте этот вопрос настоятелю вашего приходского храма или составителю этой памятки:

Священник Сергий Свешников
Опубликовано с небольшими сокращениями.
Оригинал статьи — https://osergii.wordpress.com/2009/12/10/о-церковном-этикете/

Просмотров (818)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *